Разделываясь с преградами
Чтобы свободно работать над своим произведением, художнику нужно хотя бы из практических соображений преодолеть обиды (гнев) и сопротивление (страх). Что это значит? А то, что, прежде чем браться за работу, необходимо уничтожить все скрытые препятствия. То же самое относится и к скрытым преимуществам положения, когда работу решено вовсе не начинать. Редко эти препятствия бывают загадочными. В действительности они легко распознаваемая защитная реакция на то, что воспринимается (справедливо или нет) как недружественная обстановка.
Помните, художник внутри вас ? это творческий ребенок. Он дуется, бывает раздражительным, недовольным, пугается без причины. Как и многие дети, он боится темноты, привидений и всяких рискованных приключений. Как родитель и опекун своего внутреннего художника, как его старший брат, защитник, товарищ, именно вы должны убедить его, что он может ничего не бояться и выйти, чтобы поиграть.
Начиная любой новый проект, очень полезно задать вашему художнику несколько вопросов. Они помогут убрать с его дороги к работе нескольких типичных страшилок. Те же вопросы, заданные, когда работать становится тяжело и процесс творчества замедляется, обычно помогают расчистить от заносов творческий поток.
- Перечислите все обиды, связанные с этим проектом, которые у вас накопились. Неважно, насколько незначительными, надуманными или беспочвенными они покажутся вашему взрослому "Я". Для вашего ребенка они очень важны ? так он выражает недовольство.
Вот несколько примеров:
- Мне обидно быть второсортным писателем. (Я тоже лучше всех пишу.)
- Мне не нравится работать с этим редактором, она придирается к мелочам. И никогда от нее доброго слова не услышишь.
- Не хочу работать на этого козла; он никогда не платит мне вовремя.
- Попросите своего внутреннего художника рассказать обо всех страхах, связанных с произведением, над которым вы работаете, и обо всех людях, которые к этому причастны. Страхи могут оказаться глупыми, как у двухлетнего малыша. Это ничего.
И никакого значения не имеет то, что они безосновательны ? на ваш взрослый взгляд. Важно, что для вашего маленького художника они огромные и леденящие кровь.
Несколько примеров:
- Боюсь, что моя работа окажется отвратительной, а я даже не буду об этом догадываться.
- Боюсь, что работа будет превосходной, а публика об этом так и не узнает.
- Боюсь, что все мои идеи избитые и давно устарели.
- Боюсь, что мои идеи чересчур опережают свое время.
- Боюсь, мне придется голодать.
- Боюсь, что никогда не закончу начатое.
- Боюсь, что никогда не начну.
- Боюсь, что мне будет стыдно. (Мне уже стыдно.)
Список можно продолжить.
- Спросите себя, не упустили ли вы чего-нибудь? Остались ли еще пустячные опасения? Может, сдержанный "глупый" гнев? Выплесните все на бумагу.
- Спросите себя, на что хорошее вы надеетесь, если не будете браться за эту работу.
Например:
- Если я не напишу эту вещь, никто ее не сможет возненавидеть.
- Если я не напишу это произведение, то смогу заставить этого сопляка-редактора понервничать.
- Если я не буду рисовать, лепить, играть на сцене, петь, танцевать, то смогу критиковать других, зная, что у меня получилось бы намного лучше.
- Заключите сделку. Вот какую: "Ладно, Творческая Сила, ты позаботься о качестве, а я ? о количестве". Подпишите и вывесьте на видном месте.
Предупреждение: это очень мощное упражнение; оно может нанести серьезные и даже смертельные повреждения творческим преградам.